Бороться со злоупотреблениями менеджмента и персонала на всех уровнях принципиально важно для любого бизнеса.

Злоупотреблением мы определяем любые действия, направленные на получение необоснованной материальной выгоды в обход системы оплаты труда и вознаграждения на предприятии.

Каждый, кто владеет или руководит бизнесом понимают, насколько это распространенное явление.

На многих предприятиях  к этому причастны и наемные руководители, которые порой создают целую систему хищений.

Зачастую владельцы, даже зная об этом, не пресекают в должной мере недобросовестность руководства, считая, что:

— все директора так делают,

— если он уволит директора, то найти нового будет сложно, долго, затянется передача дел, а после новый директор займется тем же самым,

— ущерб не столь значительный и можно не обращать на это внимание,

— что злоупотребляющего директора ему проще контролировать и влиять на него, припугнув ответственностью за злоупотребления,

— что директор принесет проблемы бизнесу и его владельцу, если тому «предъявят» за его злоупотребления и т.д.

Все это совершенно не так. По каждому пункту можно возразить, но главное понимать:.

— если не бороться, руководитель будет злоупотреблять со временем все больше, будет увеличиваться ущерб бизнесу, которому руководитель будет уделять все меньше внимания,

— директор будет вовлекать в эти процессы новых лиц, в том числе персонал, контрагентов,

— такой директор будет менее требователен к сотрудникам, которые очень быстро почувствую это, что негативно отразится на деятельности предприятия,

— другие сотрудники, которые так или иначе, узнают о злоупотреблениях директора или почувствуют недостаточность контроля со стороны руководителя, будут считать это оправданием собственных злоупотреблений,

— руководитель опасаясь, что с него рано или поздно спросят, будет создавать страховочные механизмы для своей защиты и защиты того, что он «соптимизировал». Это сподвигнет его на сбор и систематизацию компромата в бизнесе, на его владельцев в качестве защиты на перспективу. Он будет сплачивать вокруг себя персонал с целью защиты своего места в бизнесе, привлекать к обеспечению защиты других работников и партнеров бизнеса, будет в большей мере готовить возможный перенос деятельности бизнеса или его существенной части под себя, используют это и как средств собственного обогащения и как ресурс давления в предстоящем конфликте с владельцем.

Помимо ущерба от самих злоупотреблений со стороны руководителя и связанных с этим негативных последствий бизнес может столкнуться с более существенными – снижение эффективности бизнеса может привести к росту обязательств, снижению нормы прибыли, объемов доходов и т. д., что может привести к банкротству компании или его ликвидации как такового.

Таким образом меры по предупреждению и борьбе со злоупотреблениями, особенно со стороны руководства компании, должны быть важной частью участия владельца в бизнесе. Помочь в этом может система внутреннего аудита, которую могут организовать и реализовать наши сотрудники.

Другие статьи об отношениях владельцев и директора предприятия в разделе «Владельцы и директора: споры, конфликты» на нашем сайте.

 

© Павел Митрошин, «Правовые консультации», 2020