На основе своего опыта управления предприятиями, представительства владельцев в бизнесе, смены руководства и перехвата управления бизнесом в интересах владельцев мы подготовили отдельные статьи владельцам и директорам предприятий по принципам взаимоотношений друг с другом.

Злоупотребления директора, руководителя компании, бизнеса направлены, как правило, на:

— получение дополнительной материальной выгоды вне договоренностей со владельцем бизнеса,

— обеспечение сохранения своего статуса в качестве директора компании или защиты своих интересов в случае конфликта с владельцем,

— обеспечение необходимого статуса для получения другой работы, начала собственного бизнеса после прекращения работы в действительном положении.

Рассмотрим основные варианты злоупотреблений, хищений, неосновательного обогащения руководителей компаний которые приносят прямой или опосредованный ущерб бизнесу, а значит и его владельцам.

Основными видами таких злоупотреблений являются:

1. Откровенные кражи – приписки, вывод средств, в том числе через необоснованную заработную плату сотрудников, заключение и оплату фиктивных договоров, завышение цен/затрат, незаконное списание средств, ресурсов, искажение отчетной документации и т.д.

2. Откаты, вознаграждения от контрагентов.

3. Распределение ресурсов бизнеса, возможностей связанным с ним сотрудникам компании, связанным с недобросовестной деятельностью директора (зарплаты, премирование, не наложение обоснованных взысканий, снижение интенсивности труда и т.д.), лицам извне для решения личных задач (устройство на работу, предоставление особенных скидок, льготное или бесплатное использование ресурсов компании и т.д.)

4. Использование ресурсов бизнеса в личных целях, неденежные (формально) преференции: автотранспорт или объекты недвижимости, рабочее время сотрудников, продукция/услуги бизнеса на специальных условиях, инсайдерская информация и т.д.

5. Личное продвижение в социуме, профессиональной среде, на рынке на перспективу с использованием статуса, достижений бизнеса, в том числе созданных, существующих вне его личного участия.

6. Отсутствие надлежащего контроля за содержательной и финансовой деятельностью сотрудников вообще и ключевых в частности, бездействие по предупреждению, выявлению их злоупотреблений, привлечению к ответственности.

7. Сокрытие информации от владельца о негативном состоянии дел в бизнесе или рисков наступления проблем, искажение отчетности и т.д. с целью сохранения своего положения возможности получения доходов.

8. Сбор, систематизация, а также формирование (создание) сведений, доказательств о негативной стороне деятельности бизнеса, деятельности владельца для противопоставления претензиям со стороны владельца.

9. Взаимодействие с конкурентами, конфликтными партнерами бизнеса, лицами, ставящими целью установить контроль за бизнесом, получить конфиденциальную информацию с целью ее неправомерного использования или угрозы использования для получения определенных преференций.

Надо понимать, что выявление таких злоупотреблений часто является достаточно сложной работой, требующей лояльности к владельцам (как инициаторам аудита) ключевых сотрудников бизнеса, которые, подчас, бывают в значительной мере зависимыми от директора.

Многое из перечисленного имеет свою квалификацию в уголовном законодательстве или может быть основанием для привлечения к ответственности в соответствии с гражданским законодательством.

При этом бездействие владельца по предотвращению возможности (снижению вероятности или последствий) злоупотреблений директора может привести к существенным потерям бизнеса или его утрате.

Специалисты «Правовых консультаций» помогут вам в этих ситуациях.

Бороться со злоупотреблениями менеджмента и персонала на всех уровнях принципиально важно для любого бизнеса.

Злоупотреблением мы определяем любые действия, направленные на получение необоснованной материальной выгоды в обход системы оплаты труда и вознаграждения на предприятии.

Каждый, кто владеет или руководит бизнесом понимают, насколько это распространенное явление.

На многих предприятиях  к этому причастны и наемные руководители, которые порой создают целую систему хищений.

Зачастую владельцы, даже зная об этом, не пресекают в должной мере недобросовестность руководства, считая, что:

— все директора так делают,

— если он уволит директора, то найти нового будет сложно, долго, затянется передача дел, а после новый директор займется тем же самым,

— ущерб не столь значительный и можно не обращать на это внимание,

— что злоупотребляющего директора ему проще контролировать и влиять на него, припугнув ответственностью за злоупотребления,

— что директор принесет проблемы бизнесу и его владельцу, если тому «предъявят» за его злоупотребления и т.д.

Все это совершенно не так. По каждому пункту можно возразить, но главное понимать:.

— если не бороться, руководитель будет злоупотреблять со временем все больше, будет увеличиваться ущерб бизнесу, которому руководитель будет уделять все меньше внимания,

— директор будет вовлекать в эти процессы новых лиц, в том числе персонал, контрагентов,

— такой директор будет менее требователен к сотрудникам, которые очень быстро почувствую это, что негативно отразится на деятельности предприятия,

— другие сотрудники, которые так или иначе, узнают о злоупотреблениях директора или почувствуют недостаточность контроля со стороны руководителя, будут считать это оправданием собственных злоупотреблений,

— руководитель опасаясь, что с него рано или поздно спросят, будет создавать страховочные механизмы для своей защиты и защиты того, что он «соптимизировал». Это сподвигнет его на сбор и систематизацию компромата в бизнесе, на его владельцев в качестве защиты на перспективу. Он будет сплачивать вокруг себя персонал с целью защиты своего места в бизнесе, привлекать к обеспечению защиты других работников и партнеров бизнеса, будет в большей мере готовить возможный перенос деятельности бизнеса или его существенной части под себя, используют это и как средств собственного обогащения и как ресурс давления в предстоящем конфликте с владельцем.

Помимо ущерба от самих злоупотреблений со стороны руководителя и связанных с этим негативных последствий бизнес может столкнуться с более существенными – снижение эффективности бизнеса может привести к росту обязательств, снижению нормы прибыли, объемов доходов и т. д., что может привести к банкротству компании или его ликвидации как такового.

Таким образом, меры по предупреждению и борьбе со злоупотреблениями, особенно со стороны руководства компании, должны быть важной частью участия владельца в бизнесе. Помочь в этом может система внутреннего аудита, которую могут организовать и реализовать наши сотрудники.

Бывает, что смена директора происходит по инициативе владельца предприятия, которое достаточно благополучно, работает успешно, прибыльно.

Такие ситуации у многих вызывают недоумение, но в основе их, как правило, лежит четкое понимание необходимости этого и важности для бизнеса, в том числе:

— понимание отсутствия перспектив развития бизнеса, роста доходности с действующим директором,

— понимание, что за тот же период при тех же условиях была возможность добиться большего, понимание того, что положительные результаты достигнуты не благодаря усилиям действующего директора, а за счет уровня, достигнутого бизнесом до него, за счет ресурса владельца и т.д.,

— понимание усиления влияния на бизнес, персонал, контрагентов директора в такой степени, когда это становится существенным риском для владельца,

— сведения, предположения о нелояльности директора бизнесу и владельцам, искажении отчетности, информации о состоянии дел и перспективах,

— понимание неспособности директора реализовать какой-то крупный проект, контракт, освоить новый вид деятельности, охватить новые рынки и т.д.,

— сведения о самостоятельной, сторонней деятельности директора связанной с какими-либо ресурсами бизнеса,

— понимание наличия рисков ухудшения состояния бизнеса, наступления кризиса в любой перспективе и неспособности действующего директора предотвратить их наступление и/или снизить их негативное влияние и т.д.,

— неадекватные по мнению владельца требования личного (и ближнего круга) вознаграждения по результатам деятельности предприятия.

Так или иначе, большинство таких оценок базируются на определении степени значения личного вклада директора в успех бизнеса в целом, выделении как бы его доли в этом, и понимании перспектив бизнеса при действующем директоре.

Кроме того, руководители в большей мере ориентируются на свое участие в бизнесе в краткосрочной перспективе, реже в среднесрочной.

Для владельца же важно понимание, кроме этого, долгосрочных перспектив бизнеса. Именно этим определяются и принимаемые кадровые решения.

Таким образом меры по предупреждению и борьбе со злоупотреблениями, особенно со стороны руководства компании, должны быть важной частью участия владельца в бизнесе.

Помочь в этом может система внутреннего аудита, которую могут организовать и реализовать наши сотрудники.

Статьи по теме на сайте "Правовые консультации" Ижевск

Защита контролирующих должника лиц

Внутренний аудит бизнеса для владельца

— Опасность откатов для бизнеса

— Юридическое сопровождение исполнения госконтрактов

Судиться или договариваться — советы