На основе своего опыта управления предприятиями, представительства владельцев в бизнесе, смены руководства и перехвата управления бизнесом в интересах владельцев мы подготовили отдельные статьи владельцам и директорам предприятий по принципам взаимоотношений друг с другом.
Злоупотребления директора, руководителя компании, бизнеса направлены, как правило, на:
— получение дополнительной материальной выгоды вне договоренностей со владельцем бизнеса,
— обеспечение сохранения своего статуса в качестве директора компании или защиты своих интересов в случае конфликта с владельцем,
— обеспечение необходимого статуса для получения другой работы, начала собственного бизнеса после прекращения работы в действительном положении.
Основными видами таких злоупотреблений являются:
1. Откровенные кражи – приписки, вывод средств, в том числе через необоснованную заработную плату сотрудников, заключение и оплату фиктивных договоров, завышение цен/затрат, незаконное списание средств, ресурсов, искажение отчетной документации и т.д.
2. Откаты, вознаграждения от контрагентов.
3. Распределение ресурсов бизнеса, возможностей связанным с ним сотрудникам компании, связанным с недобросовестной деятельностью директора (зарплаты, премирование, не наложение обоснованных взысканий, снижение интенсивности труда и т.д.), лицам извне для решения личных задач (устройство на работу, предоставление особенных скидок, льготное или бесплатное использование ресурсов компании и т.д.)
4. Использование ресурсов бизнеса в личных целях, неденежные (формально) преференции: автотранспорт или объекты недвижимости, рабочее время сотрудников, продукция/услуги бизнеса на специальных условиях, инсайдерская информация и т.д.
5. Личное продвижение в социуме, профессиональной среде, на рынке на перспективу с использованием статуса, достижений бизнеса, в том числе созданных, существующих вне его личного участия.
6. Отсутствие надлежащего контроля за содержательной и финансовой деятельностью сотрудников вообще и ключевых в частности, бездействие по предупреждению, выявлению их злоупотреблений, привлечению к ответственности.
7. Сокрытие информации от владельца о негативном состоянии дел в бизнесе или рисков наступления проблем, искажение отчетности и т.д. с целью сохранения своего положения возможности получения доходов.
8. Сбор, систематизация, а также формирование (создание) сведений, доказательств о негативной стороне деятельности бизнеса, деятельности владельца для противопоставления претензиям со стороны владельца.
9. Взаимодействие с конкурентами, конфликтными партнерами бизнеса, лицами, ставящими целью установить контроль за бизнесом, получить конфиденциальную информацию с целью ее неправомерного использования или угрозы использования для получения определенных преференций.
Многое из перечисленного имеет свою квалификацию в уголовном законодательстве или может быть основанием для привлечения к ответственности в соответствии с гражданским законодательством.
При этом бездействие владельца по предотвращению возможности (снижению вероятности или последствий) злоупотреблений директора может привести к существенным потерям бизнеса или его утрате.
Специалисты «Правовых консультаций» помогут вам в этих ситуациях.
Бороться со злоупотреблениями менеджмента и персонала на всех уровнях принципиально важно для любого бизнеса.
Каждый, кто владеет или руководит бизнесом понимают, насколько это распространенное явление.
На многих предприятиях к этому причастны и наемные руководители, которые порой создают целую систему хищений.
Зачастую владельцы, даже зная об этом, не пресекают в должной мере недобросовестность руководства, считая, что:
— все директора так делают,
— если он уволит директора, то найти нового будет сложно, долго, затянется передача дел, а после новый директор займется тем же самым,
— ущерб не столь значительный и можно не обращать на это внимание,
— что злоупотребляющего директора ему проще контролировать и влиять на него, припугнув ответственностью за злоупотребления,
— что директор принесет проблемы бизнесу и его владельцу, если тому «предъявят» за его злоупотребления и т.д.
Все это совершенно не так. По каждому пункту можно возразить, но главное понимать:.
— директор будет вовлекать в эти процессы новых лиц, в том числе персонал, контрагентов,
— такой директор будет менее требователен к сотрудникам, которые очень быстро почувствую это, что негативно отразится на деятельности предприятия,
— другие сотрудники, которые так или иначе, узнают о злоупотреблениях директора или почувствуют недостаточность контроля со стороны руководителя, будут считать это оправданием собственных злоупотреблений,
— руководитель опасаясь, что с него рано или поздно спросят, будет создавать страховочные механизмы для своей защиты и защиты того, что он «соптимизировал». Это сподвигнет его на сбор и систематизацию компромата в бизнесе, на его владельцев в качестве защиты на перспективу. Он будет сплачивать вокруг себя персонал с целью защиты своего места в бизнесе, привлекать к обеспечению защиты других работников и партнеров бизнеса, будет в большей мере готовить возможный перенос деятельности бизнеса или его существенной части под себя, используют это и как средств собственного обогащения и как ресурс давления в предстоящем конфликте с владельцем.
Таким образом, меры по предупреждению и борьбе со злоупотреблениями, особенно со стороны руководства компании, должны быть важной частью участия владельца в бизнесе. Помочь в этом может система внутреннего аудита, которую могут организовать и реализовать наши сотрудники.
Бывает, что смена директора происходит по инициативе владельца предприятия, которое достаточно благополучно, работает успешно, прибыльно.
Такие ситуации у многих вызывают недоумение, но в основе их, как правило, лежит четкое понимание необходимости этого и важности для бизнеса, в том числе:
— понимание отсутствия перспектив развития бизнеса, роста доходности с действующим директором,
— понимание, что за тот же период при тех же условиях была возможность добиться большего, понимание того, что положительные результаты достигнуты не благодаря усилиям действующего директора, а за счет уровня, достигнутого бизнесом до него, за счет ресурса владельца и т.д.,
— понимание усиления влияния на бизнес, персонал, контрагентов директора в такой степени, когда это становится существенным риском для владельца,
— сведения, предположения о нелояльности директора бизнесу и владельцам, искажении отчетности, информации о состоянии дел и перспективах,
— понимание неспособности директора реализовать какой-то крупный проект, контракт, освоить новый вид деятельности, охватить новые рынки и т.д.,
— сведения о самостоятельной, сторонней деятельности директора связанной с какими-либо ресурсами бизнеса,
— понимание наличия рисков ухудшения состояния бизнеса, наступления кризиса в любой перспективе и неспособности действующего директора предотвратить их наступление и/или снизить их негативное влияние и т.д.,
— неадекватные по мнению владельца требования личного (и ближнего круга) вознаграждения по результатам деятельности предприятия.
Так или иначе, большинство таких оценок базируются на определении степени значения личного вклада директора в успех бизнеса в целом, выделении как бы его доли в этом, и понимании перспектив бизнеса при действующем директоре.
Кроме того, руководители в большей мере ориентируются на свое участие в бизнесе в краткосрочной перспективе, реже в среднесрочной.
Для владельца же важно понимание, кроме этого, долгосрочных перспектив бизнеса. Именно этим определяются и принимаемые кадровые решения.
Таким образом меры по предупреждению и борьбе со злоупотреблениями, особенно со стороны руководства компании, должны быть важной частью участия владельца в бизнесе.
Помочь в этом может система внутреннего аудита, которую могут организовать и реализовать наши сотрудники.