Злоупотребления директора направлены, как правило, на:
— получение дополнительной материальной выгоды вне договоренностей со владельцем бизнеса,
— обеспечение сохранения своего статуса в качестве директора компании или защиты своих интересов в случае конфликта с владельцем,
— обеспечение необходимого статуса для получения другой работы, начала собственного бизнеса после прекращения работы в действительном положении.

Мы не рассматриваем варианты исключительно личных мотивов злоупотреблений (в числе которых бывают совершенно уникальные), а те, которые направлены на прямое или опосредованное обогащение директора в ущерб бизнесу.

Основными видами таких злоупотреблений являются:

1. Откровенные кражи – приписки, вывод средств, в том числе через необоснованную заработную плату сотрудников, заключение и оплату фиктивных договоров, завышение цен/затрат, незаконное списание средств, ресурсов, искажение отчетной документации и т.д.

2. Откаты, вознаграждения от контрагентов.

3. Распределение ресурсов бизнеса, возможностей связанным с ним сотрудникам компании, связанным с недобросовестной деятельностью директора (зарплаты, премирование, не наложение обоснованных взысканий, снижение интенсивности труда и т.д.), лицам извне для решения личных задач (устройство на работу, предоставление особенных скидок, льготное или бесплатное использование ресурсов компании и т.д.)

4. Использование ресурсов бизнеса в личных целях, неденежные (формально) преференции: автотранспорт или объекты недвижимости, рабочее время сотрудников, продукция/услуги бизнеса на специальных условиях, инсайдерская информация и т.д.

5. Личное продвижение в социуме, профессиональной среде, на рынке на перспективу с использованием статуса, достижений бизнеса, в том числе созданных, существующих вне его личного участия.

6. Отсутствие надлежащего контроля за содержательной и финансовой деятельностью сотрудников вообще и ключевых в частности, бездействие по предупреждению, выявлению их злоупотреблений, привлечению к ответственности.

7. Сокрытие информации от владельца о негативном состоянии дел в бизнесе или рисков наступления проблем, искажение отчетности и т.д. с целью сохранения своего положения возможности получения доходов.

8. Сбор, систематизация, а также формирование (создание) сведений, доказательств о негативной стороне деятельности бизнеса, деятельности владельца для противопоставления претензиям со стороны владельца.

9. Взаимодействие с конкурентами, конфликтными партнерами бизнеса, лицами, ставящими целью установить контроль за бизнесом, получить конфиденциальную информацию с целью ее неправомерного использования или угрозы использования для получения определенных преференций.

Надо понимать, что выявление таких злоупотреблений часто является достаточно сложной работой, требующей лояльности к владельцам (как инициаторам аудита) ключевых сотрудников бизнеса, которые, подчас, бывают в значительной мере зависимыми от директора.

Многое из перечисленного имеет свою квалификацию в уголовном законодательстве или может быть основанием для привлечения к ответственности в соответствии с гражданским законодательством.

При этом бездействие владельца по предотвращению возможности (снижению вероятности или последствий) злоупотреблений директора может привести к существенным потерям бизнеса или его утрате.

Специалисты «Правовых консультаций» помогут вам в этих ситуациях.

 

Другие статьи об отношениях владельцев и директора предприятия в разделе «Владельцы и директора: споры, конфликты» на нашем сайте.

 

© Павел Митрошин, «Правовые консультации», 2020