Владение бизнесом – тяжелый труд, учитывая то, что текущая деятельность предприятия приносит достаточно своих вопросов и проблем.

Спокойнее и увереннее, пусть и не на 100 %, но в достаточной степени (все же не стоит забывать про любимое всеми «государство» во всей его многоликости, о возможных претензиях супруга, проблемах с менеджментом, кредиторами и просто лицами, готовыми на откровенно противоправные действия) можно быть только тогда, когда вы являетесь единоличным владельцем предприятия. К чему собственно и советуем всем стремиться.
Чаще всего существующие взаимоотношения приводят к тому, что без соучредительства не обойтись. И обычно учредителям удается избежать сколько-нибудь значимых конфликтов, предприятие работает долго и успешно, принося всем желаемые дивиденды. Но бывает и по-другому. И обманывать себя, просто надеяться на лучшее не стоит.

В момент создания предприятия часто исходят только из существующих отношений, считая, что это положение сохранится, а если что-то случиться, то все всегда смогут договориться. Но время идет отношения развиваются, усложняются, интересы расходятся и т.д.

Конечно, без изначального доверия к партнерам работать просто невозможно. Но предупредительные меры не противоречат самому принципу взаимного доверия.
 Конфликты «внутри» всегда опаснее, а потери более значительны, чем последствия спора «извне». В таких ситуациях даже победа часто оказывается «пирровой»: стороны несут значительные затраты на «войну», конфликтующие участники могут стать «окном», через которое на предприятие зайдут нежелательные люди; кто-то из участников может создать конкурирующую структуру и т.д.

Можно долго описывать все многообразие источников, причин, характеристик конфликтов между участниками и акционерами, их мотивации, а также последствия и формы борьбы за свои права и интересы. Важно просто осознать такую возможность и постараться предупредить конфликты и негативные последствия.

Часто пренебрежение созданием системы защиты своих прав и интересов основывается на присущем нашему обществу правовом нигилизме, незнании нюансов действующего законодательства, возможных вариантов действий оппонентов. Все это приводит к неадекватной оценке реальности вытекающих отсюда угроз и последствий. Развивающаяся практика споров между участниками однозначно говорит о том, что это отношение надо менять.

Как и везде, профилактика – самое эффективное средство.

Обычно участники относятся к учредительным документам исключительно формально, подписывая типовые формы со всеми их недостатками и недоговоренностями. Само по себе это несовершенство документов может сформировать у кого-либо желание получить большее, используя внутреннюю информацию и легитимные правовые возможности.

Неоправданно включение в состав учредителей случайных людей. В перспективе предприятие может перерасти значение неформального вклада этих участников, и тогда они станут обузой, а в дальнейшем – проблемой.

Нередко среди участников (лично или через представителей) кто-то один является неофициальным лидером, за счет ресурсов, возможностей и опыта которого предприятие и существует. И зачастую именно эти люди с неоправданным пренебрежением относятся к охране своих прав и интересов в предприятии, что в перспективе может привести к снижению степени влияния в бизнесе, уменьшению или потере доли вообще.

Принципиальным являются также механизмы взаимодействия и противовесов через участие в исполнительных и контрольных органов общества, назначение тех или иных ключевых сотрудников. Ни в коем случае не стоит успокаиваться от факта владения «контрольным» пакетом. Миноритарий с достаточной долей может стать редкостной занозой.

Еще на этапе создания предприятия необходимо согласовать и закрепить договоренности не только по традиционным условиям учредительных документов, но и в том числе по таким вопросам как:
 – механизмы и системы контроля за деятельностью предприятия и распределению внутренней доходности,

– особые права и гарантии инвесторов, мажоритарных и неявных учредителей,

– выявление и профилактика наступления основных рисков, связанных с деятельностью предприятия,

– степень, направления и объемы неформального участия учредителей в деятельности предприятия, мера ответственности участников друг перед другом,

– принципы налогового планирования,

– порядок участия, контроля, вмешательства в оперативную деятельность предприятия, влияния на ключевых сотрудников, в т.ч. директора и главного бухгалтера и т.д.

Фиксация решений по этим и другим вопросам существенно поможет при разрешении возможных конфликтов, когда участники начнут забывать, искажать изначальный смысл договоренностей.

Конечно, предусмотреть все невозможно. Но если подойти к этим вопросам тщательно, неформально и вдумчиво, привлечь к работе специалистов, то большинства проблем и даже желания у кого-либо их создать, можно будет избежать.